Гражданский кодекс (часть третья) N 146-ФЗ | ст. 1134 ГК РФ

Статья 1134 ГК РФ. Исполнитель завещания (действующая редакция)

1. Завещатель может поручить исполнение завещания указанному им в завещании душеприказчику (исполнителю завещания) независимо от того, является ли такое лицо наследником. Исполнителем завещания может быть гражданин или юридическое лицо.

Завещатель вправе в любое время произвести замену исполнителя завещания или отменить назначение исполнителя завещания (статья 1130).

Согласие лица быть исполнителем завещания выражается в его собственноручной надписи на самом завещании, а в случае, если исполнителем завещания назначается юридическое лицо, - в собственноручной надписи лица, которое в силу закона вправе действовать от имени такого юридического лица без доверенности, либо в заявлении, приложенном к завещанию, либо в заявлении, поданном нотариусу в течение месяца со дня открытия наследства.

Согласие лица быть исполнителем завещания может быть отозвано в любой момент до открытия наследства путем направления исполнителем завещания уведомления завещателю и нотариусу, удостоверившему завещание, а после открытия наследства - путем направления уведомления нотариусу.

2. После открытия наследства суд может освободить исполнителя завещания от его обязанностей по требованию наследников, в том числе наследственного фонда, при наличии обстоятельств, свидетельствующих о ненадлежащем исполнении своих обязанностей исполнителем завещания или об угрозе нарушения охраняемых законом интересов наследников в результате действий (бездействия) исполнителя завещания.

Комментарий к ст. 1134 ГК РФ

1. В наследственных правоотношениях в качестве исполнителя завещания могут выступать как наследники, так и лица, не входящие в круг наследников. При этом исполнитель совершает все действия, необходимые для исполнения завещания. Из смысла п. 1 комментируемой статьи вытекает, что в качестве исполнителя завещания может выступать только физическое лицо (гражданин), являющееся полностью дееспособным. Представляется, что это не совсем правильно, поскольку, когда речь идет о наследственной массе, включающей такие объемные и сложные в управлении виды имущества, как предприятия, ценные бумаги и т.д., физическое лицо может и не справиться с исполнением своих обязанностей. Поэтому было бы правильно включить в число исполнителей также и юридические лица. В связи с этим ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 259-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации" в п. 1 комментируемой статьи были внесены изменения, предусматривающие с 1 сентября 2018 г. возможность выступать в качестве исполнителей также и юридическим лицам.

Исполнитель завещания выполняет свои обязанности только добровольно. Если лицо назначено исполнителем завещания без его согласия, оно вправе в любое время отказаться от исполнения этих обязанностей без объяснения причин отказа. Причем согласие лица быть исполнителем завещания должно быть выражено этим лицом различными способами либо в его собственноручной надписи на самом завещании, либо в заявлении, приложенном к завещанию или поданном нотариусу в течение месяца со дня открытия наследства.

По мнению М.Ю. Барщевского, требовать согласия на исполнение завещания от лица, когда ему не известно содержание последней воли завещателя, неоправданно, поскольку завещательные распоряжения наследодателя, возможно, покажутся исполнителю (даже при соответствии их закону) аморальными <10>.

--------------------------------

<10> Барщевский М.Ю. Наследственное право. М.: Белые альвы, 1996. С. 100.

Согласно действующей редакции комментируемой статьи согласие исполнителя не обязательно должно быть дано в письменной форме: гражданин признается также давшим согласие быть исполнителем завещания, если он в течение месяца со дня открытия наследства фактически приступил к исполнению завещания. В последнем случае он выражает свое согласие путем совершения конклюдентных действий. Однако в соответствии с вступающими в силу с 1 сентября 2018 года изменениями согласие лица быть исполнителем завещания будет выражаться в его собственноручной надписи на самом завещании, а в случае, если исполнителем завещания назначается юридическое лицо, - в собственноручной надписи лица, которое в силу закона вправе действовать от имени такого юридического лица без доверенности, либо в заявлении, приложенном к завещанию, либо в заявлении, поданном нотариусу в течение месяца со дня открытия наследства. Таким образом, речь идет о чисто формальных действиях и никакие конклюдентные действия приниматься во внимание не будут.

Кроме того, будет упрощена процедура отзыва согласия лица быть исполнителем завещания. Оно может быть отозвано в любой момент до открытия наследства путем направления исполнителем завещания уведомления завещателю и нотариусу, удостоверившему завещание, а после открытия наследства - путем направления уведомления нотариусу.

Наконец, завещатель вправе в любое время произвести замену исполнителя завещания или отменить назначение исполнителя завещания. Это, несомненно, правильное нововведение, поскольку раз завещатель назначает исполнителя завещания, то у него должно быть и право изменить ранее принятое решение.

2. В соответствии с действующей редакцией комментируемой статьи предусмотрена только судебная процедура освобождения исполнителя от выполнения своих обязанностей. Возможны ситуации, когда после открытия наследства возникнут обстоятельства, препятствующие исполнителю в их выполнении (например, тяжелая болезнь). В таких случаях он может быть освобожден от своих обязанностей только в судебном порядке либо по просьбе самого исполнителя, либо по просьбе наследников.

В заявлении, которое подается в суд, должны быть обоснованы причины, в связи с которыми исполнитель завещания (душеприказчик) не может выполнить возложенные на него завещателем обязанности. Просто же отказаться от исполнения завещания нельзя, так как исполнитель завещания связан волей завещателя и последний, совершая завещание, уверен, что именно этот гражданин выполнит его волю, тем более что согласие исполнителя завещания при этом было получено.

Однако следует учитывать, что в п. 2 комментируемой статьи были внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2018 года. В частности, в нем указано, что после открытия наследства суд может освободить исполнителя завещания от его обязанностей по требованию наследников, в том числе наследственного фонда, при наличии обстоятельств, свидетельствующих о ненадлежащем исполнении своих обязанностей исполнителем завещания или об угрозе нарушения охраняемых законом интересов наследников в результате действий (бездействия) исполнителя завещания.

Таким образом, наследникам предоставлено право требовать отстранения исполнителя завещания (душеприказчика) по виновным основаниям (в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей). Вряд ли это верное решение, поскольку в таком случае допускается возможность изменения завещания помимо воли его составителя. Представляется, что единственным средством защиты прав наследников в данном случае должно стать взыскание с недобросовестного исполнителя завещания причиненных убытков. При этом в законе недостаточно четко разрешен вопрос об ответственности душеприказчика за ненадлежащее исполнение своих обязанностей. В частности, законом не разрешен вопрос о праве наследников потребовать от исполнителя завещания соответствующего отчета, о праве требовать отстранения недобросовестного душеприказчика, отсутствуют средства и порядок контроля и т.д.

Следует отметить, что в дореволюционном российском наследственном праве была норма, согласно которой наследодатель мог подназначить исполнителя завещания. Представляется, что было бы целесообразно ввести аналогичную норму и в действующее законодательство России.

Источник комментария:
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ТРЕТЬЕЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
С.П. Гришаев, 2018

Судебная практика по статье 1134 ГК РФ:

  • Решение Верховного суда: Определение N 310-ЭС15-18985, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
    удовлетворению в связи с наличием протокола распределения помещений(приложение к соглашению №2 от 22.03.2013 к дополнительному соглашению №7 от 20.04.2012 , по мнению заявителя является неправильным, так как судами в данному случае не применена часть 1 статьи 1134 Гражданского кодекса Украины. Аналогичное положение законодательства Российской Федерации содержится в части 1 статьи 1043 Гражданского кодекса Российской Федерации...