Гражданский кодекс (часть третья) N 146-ФЗ | ст. 1217 ГК РФ
Статья 1217 ГК РФ. Право, подлежащее применению к обязательствам, возникающим из односторонних сделок (действующая редакция)
К обязательствам, возникающим из односторонних сделок, если иное явно не вытекает из закона, условий или существа сделки либо совокупности обстоятельств дела, применяется право страны, где на момент совершения односторонней сделки находится место жительства или основное место деятельности стороны, принимающей на себя обязательства по односторонней сделке.
Часть вторая утратила силу с 1 ноября 2013 года. - Федеральный закон от 30.09.2013 N 260-ФЗ.
Судебная практика по статье 1217 ГК РФ:
-
Решение Верховного суда: Постановление N ВАС-1795/11, Коллегия по гражданским правоотношениям, надзор
Таким образом, оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм статей 10, 168, 1186 и 1217 Гражданского кодекса, поэтому согласно пункту 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене...
-
Решение Верховного суда: Определение N 305-ЭС14-5817, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Признавая спорную доверенность от 10.08.2009 недействительной, суды исходили из конкретных обстоятельств данного дела, и, руководствуясь статьями 8, 153, 154, 160, 168, 185, 1209, 1211, 1217 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о недоказанности факта выдачи данной доверенности единоличным исполнительным органом ответчика. Предмет судебного исследования по существу сводился в определении подлинности подписи и печати в оспариваемой доверенности...
-
Решение Верховного суда: Определение N ВАС-1795/11, Коллегия по гражданским правоотношениям, надзор
По мнению заявителя, вывод судов о невозможности предоставления российским банком гарантийного обязательства в соответствии с правом Швеции противоречит нормам российского права, в частности, статьям 1186, 1217 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также положениям статьи 27 Унифицированных правил ICC для платежных гарантий, предусматривающим, что в гарантии либо в контр-гарантии если только не предусмотрено иное...
Комментарий к ст. 1217 ГК РФ
Обязательства могут возникнуть из односторонних сделок, когда какой-либо субъект гражданского права в одностороннем порядке принимает на себя определенные обязанности (например, объявление публичного конкурса). Согласно комментируемой статье к таким обязательствам, если иное явно не вытекает из закона, условий или существа сделки либо совокупности обстоятельств дела, применяется право страны, где на момент совершения односторонней сделки находится место жительства или основное место деятельности стороны, принимающей на себя обязательства по односторонней сделке.
Таким образом, коллизионной привязкой согласно комментируемой статье является место жительства или основное место деятельности. Следует отметить, что существующая в ряде стран (Куба, Монголия и др.) коллизионная привязка к месту совершения сделки является менее предпочтительной, поскольку в связи с использованием электронных носителей при совершении сделки определить это место достаточно трудно.
Ранее действовавшая редакция комментируемой статьи предусматривала в части 2 что срок действия доверенности и основания ее прекращения определяются по праву страны, где была выдана доверенность, что подтверждалось и судебной практикой. Так, в Определении Верховного Суда РФ от 7 апреля 2017 г. N 309-ЭС14-923 было отмечено, что срок действия доверенности и основания ее прекращения определяются по праву страны, где была выдана доверенность.
Однако в соответствии с Федеральным законом от 30 сентября 2013 г. N 260-ФЗ часть вторая комментируемой статьи была признана утратившей силу, а регулирование решаемых в ней вопросов перенесено в специальную новую ст. 1217.1 (см. комментарий к ней). Очевидно, это объясняется желанием законодателя поместить все нормы, касающиеся представительства, в одну статью.
Существует целый ряд случаев, когда вышеупомянутое в комментируемой статье правило не действует. Так, например, составление завещания является односторонней сделкой. Однако согласно п. 2 ст. 1224 (см. комментарий к ней) способность лица к составлению и отмене завещания, в том числе в отношении недвижимого имущества, а также форма такого завещания или акта его отмены определяются по праву страны, где завещатель имел место жительства в момент составления такого завещания или акта.