Статья 28 ГК РФ. Дееспособность малолетних (действующая редакция)
1. За несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны.
К сделкам законных представителей несовершеннолетнего с его имуществом применяются правила, предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 37 настоящего Кодекса.
Петя Кузнецов, которому 9 лет, очень любит собирать конструкторы и часто заходит в местный магазин игрушек, чтобы посмотреть на новые наборы. Однажды он увидел небольшой конструктор, который ему очень понравился, и решил его купить. Цена конструктора была небольшой — всего 500 рублей, и у Пети были накоплены карманные деньги, которые он получил от родителей. Петя самостоятельно пришёл в магазин и купил этот конструктор без помощи взрослых.
Описание ситуации с точки зрения закона:
Согласно статье 28 ГК РФ, малолетние дети, то есть дети, не достигшие 14 лет, обладают ограниченной дееспособностью. Они могут самостоятельно совершать только мелкие бытовые сделки, такие как покупка продуктов, игрушек или других предметов, которые необходимы в повседневной жизни и не имеют значительной стоимости. В данном случае покупка конструктора стоимостью 500 рублей является типичной мелкой бытовой сделкой, и Петя мог её осуществить самостоятельно, без участия родителей.
Однако, если бы Петя попытался купить что-то дорогостоящее — например, велосипед или компьютер, — такая сделка уже не могла бы считаться "мелкой бытовой", и потребовалось бы согласие его родителей. Это сделано для защиты интересов детей, чтобы они не могли случайно потратить значительные суммы денег без надзора взрослых.
Комментарий:
Статья 28 ГК РФ даёт малолетним детям право самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, что помогает им учиться принимать решения и управлять небольшими суммами денег. В случае Пети покупка конструктора — это обычная и незначительная сделка, которую он может совершать самостоятельно, не подвергаясь финансовым рискам. Это важно для развития самостоятельности у детей, но закон ограничивает их право на более крупные и ответственные сделки, чтобы избежать негативных последствий.
2. Малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать:
1) мелкие бытовые сделки;
2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;
3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.
3. Имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе по сделкам, совершенным им самостоятельно, несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Эти лица в соответствии с законом также отвечают за вред, причиненный малолетними.
Судебная практика по статье 28 ГК РФ:
-
Решение Верховного суда: Определение N 18-КГ15-131, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация
Согласно статье 28 Гражданского кодекса Российской Федерации иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика...
-
Решение Верховного суда: Определение N 66-КГ13-8, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация
необходимости своевременного принятия наследства, а также не была правомочна самостоятельно обращаться к нотариусу с заявлением о принятии наследства поскольку за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), эти действия согласно ст. 28 ГК РФ должны осуществлять их законные представители...
-
Решение Верховного суда: Определение N ВАС-16834/13, Высший арбитражный суд, надзор
Вместе с тем данный ошибочный вывод не привел к принятию неправильного решения о прекращении производства по делу. Так, в силу абзаца второго пункта 1 статьи 28 и пункта 2 статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации законные представители несовершеннолетнего обязаны совершать сделки по отчуждению его имущества только с предварительного разрешения органа опеки и попечительства...
Комментарий к ст. 28 ГК РФ
1.2. В п. 1 комментируемой статьи говорится о дееспособности малолетних, то есть лиц, не достигших четырнадцати лет. До шести лет ребенок считается полностью недееспособным. Соответственно, сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны.
От 6 до 14 лет он также считается недееспособным, однако имеет право самостоятельно совершать:
1) мелкие бытовые сделки;
2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующее нотариального удостоверения либо государственной регистрации (например, родственники несовершеннолетнего могут подарить ему какую-либо вещь);
3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом, для определенной цели или для свободного распоряжения.
Закон не раскрывает понятия "мелкая бытовая сделка". Считается, что она должна удовлетворять обычные, в том числе каждодневные, потребности малолетнего или членов его семьи, например приобретение продуктов питания, билетов в кино, игрушек и т.д.
Что касается понятия "свободное распоряжение малолетнего", то в данном случае оно не означает, что малолетний выражает при совершении сделки и при ее исполнении только свою ничем не ограниченную волю (за исключением мелких бытовых). Его воля формируется под влиянием и при одобрении его действий родителями, усыновителями, опекунами.
Применительно к гражданским правам и обязанностям, осуществляемым опекунами и попечителями, необходимо сразу указать на ограничения этих прав в части совершения определенных сделок. Так, следует учитывать, что опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать сделки по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного. Опекун, попечитель, их близкие родственники также не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна, попечителя или их близкими родственниками (см. комментарий к п. п. 2, 3 ст. 37 ГК РФ).
В п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 сказано, что сделки с недвижимостью (включая принятие в дар) за малолетних всегда совершают их законные представители.
3. Согласно п. 3 комментируемой статьи имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе по сделкам, совершенным им самостоятельно, несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине.
На практике такие ситуации нередко возникают, когда контрагент малолетнего не знает о его возрасте (например, в случаях приобретения дорогостоящих товаров через Интернет).
К числу имущественных обязанностей законных представителей малолетних можно также отнести обязанность возмещать вред, причиненный подопечным. Согласно п. 3 комментируемой статьи за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, его опекун отвечает, если не докажет, что вред возник не по его вине.
В Определении Верховного Суда РФ от 14 января 2000 г. N 65-Вп99-8 по делу о возмещении затрат на приобретение лекарств и о компенсации морального вреда, причиненного малолетним гражданином во время нахождения в школе, суд отметил, что школа должна была осуществлять надлежащим образом надзор за малолетним. От ответственности за вред, причиненный малолетними учениками во время школьных занятий, школа могла быть освобождена только в том случае, если бы в суде она доказала, что вред возник не по ее вине в осуществлении надзора. Только в этом случае мог бы быть поставлен вопрос об ответственности родителей малолетнего причинителя вреда, в связи с чем неправомерен вывод суда нижестоящей инстанции, который, возлагая на родителей малолетнего обязанность возместить вред, в своем решении указал на то, что ответчики не доказали отсутствия их вины в ненадлежащем воспитании сына, состоящего на учете в инспекции по делам несовершеннолетних и не являющегося, по мнению суда, законопослушным.
Что касается вины законных представителей малолетних, то их вина заключается как в ненадлежащем воспитании, так и в ненадлежащем надзоре. Согласно п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" ответственность за причиненный несовершеннолетним вред наступает, если с их стороны имело место безответственное отношение к его воспитанию и неосуществление должного надзора за ним (попустительство или поощрение озорства, хулиганских и иных противоправных действий, отсутствие к нему внимания и т.п.). Обязанность по воспитанию на указанных лиц возложена статьями 63, 148.1 и 155.2 СК РФ.