Статья 370 ГК РФ. Независимость гарантии от иных обязательств (действующая редакция)
1. Предусмотренное независимой гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром не зависит в отношениях между ними от основного обязательства, в обеспечение исполнения которого она выдана, от отношений между принципалом и гарантом, а также от каких-либо других обязательств, даже если в независимой гарантии содержатся ссылки на них.
2. Гарант не вправе выдвигать против требования бенефициара возражения, вытекающие из основного обязательства, в обеспечение исполнения которого независимая гарантия выдана, а также из какого-либо иного обязательства, в том числе из соглашения о выдаче независимой гарантии, и в своих возражениях против требования бенефициара об исполнении независимой гарантии не вправе ссылаться на обстоятельства, не указанные в гарантии.
3. Гарант не вправе предъявлять бенефициару к зачету требование, уступленное гаранту принципалом, если иное не предусмотрено независимой гарантией или соглашением гаранта с бенефициаром.
Комментарий:
Независимая гарантия не зависит от основного обязательства между бенефициаром и принципалом. Гарант обязан выплатить сумму по гарантии, даже если основное обязательство не было исполнено или было оспорено.
Пример применения:
Иванов получил независимую банковскую гарантию для исполнения контракта. Даже если контракт будет аннулирован, банк обязан выплатить сумму по гарантии, если наступят условия для этого.
Судебная практика по статье 370 ГК РФ:
-
Решение Верховного суда: Определение N 305-ЭС17-3803, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Возражения банка об отсутствии оснований для удовлетворения требования по банковской гарантии в связи расторжением договора подряда от 10.10.2011 его сторонами на основании соглашения от 12.05.2015 отклонены судами со ссылкой на положения статей 370, 376, 425 Гражданского кодекса Российской Федерации о независимости банковской гарантии от основного обязательства и отсутствие оснований освобождения стороны от несения ответственности за нарушение обязательства в случае прекращения действия договора, но не прекращения действия обеспечительного обязательства...
-
Решение Верховного суда: Определение N 305-ЭС16-15440, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Предусмотренное банковской гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром не зависит в отношениях между ними от того основного обязательства, в обеспечение исполнения которого она выдана, даже если в гарантии содержится ссылка на это обязательство (статья 370 Гражданского кодекса Российской Федерации). Требование бенефициара об уплате денежной суммы по банковской гарантии должно быть представлено гаранту в письменной форме с приложением указанных в гарантии документов...
-
Решение Верховного суда: Определение N 305-ЭС17-12594, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
При этом суды исходили из того, что требование к гаранту об уплате суммы по банковской гарантии направлено в пределах срока действия банковской гарантии, требование бенефициара соответствует условиям гарантии, положениям статьи 370 ГК РФ о независимости банковской гарантии от основного обязательства и отсутствуют предусмотренные статьей 376 ГК РФ основания для отказа гаранта в совершении платежа...
Комментарий к ст. 370 ГК РФ
1. В отличие от других способов обеспечения исполнения обязательства предусмотренное независимой гарантией обязательство согласно п. 1 комментируемой статьи не зависит от основного обязательства, в обеспечение которого она выдана, от отношений между принципалом и бенефициаром, а также от каких-либо других обязательств, даже если в самой гарантии содержатся ссылки на них.
2. Логическим продолжением положений п. 1 комментируемой статьи является п. 2 комментируемой статьи. Им установлено, что независимость гарантии от основного обязательства проявляется в том, что гарант не вправе выдвигать против требования бенефициара возражения, которые вытекают из основного обязательства и которые мог бы представить должник по основному обязательству. Кроме того, гарант в своих возражениях против требования бенефициара об исполнении независимой гарантии не вправе ссылаться на обстоятельства, не указанные в гарантии.
Ее независимость от основного обязательства проявляется и в том, что обязательство гаранта перед бенефициаром сохраняется и после появления у гаранта разумных оснований полагать о наличии оснований к отказу в платеже, вытекающих из основного обязательства.
3. Примером независимости гарантии от отношений между принципалом и гарантом может служить правило п. 3 комментируемой статьи. В соответствии с ним гарант не вправе предъявлять бенефициару к зачету требование, уступленное гаранту принципалом, если иное не предусмотрено гарантией либо соглашением гаранта с бенефициаром.