Статья 30 СК РФ. Последствия признания брака недействительным (действующая редакция)
1. Брак, признанный судом недействительным, не порождает прав и обязанностей супругов, предусмотренных настоящим Кодексом, за исключением случаев, установленных пунктами 4 и 5 настоящей статьи.
2. К имуществу, приобретенному совместно лицами, брак которых признан недействительным, применяются положения Гражданского кодекса Российской Федерации о долевой собственности. Брачный договор, заключенный супругами (статьи 40 - 42 настоящего Кодекса), признается недействительным.
3. Признание брака недействительным не влияет на права детей, родившихся в таком браке или в течение трехсот дней со дня признания брака недействительным (пункт 2 статьи 48 настоящего Кодекса).
4. При вынесении решения о признании брака недействительным суд вправе признать за супругом, права которого нарушены заключением такого брака (добросовестным супругом), право на получение от другого супруга содержания в соответствии со статьями 90 и 91 настоящего Кодекса, а в отношении раздела имущества, приобретенного совместно до момента признания брака недействительным, вправе применить положения, установленные статьями 34, 38 и 39 настоящего Кодекса, а также признать действительным брачный договор полностью или частично.
Добросовестный супруг вправе требовать возмещения причиненного ему материального и морального вреда по правилам, предусмотренным гражданским законодательством.
5. Добросовестный супруг вправе при признании брака недействительным сохранить фамилию, избранную им при государственной регистрации заключения брака.
Судебная практика по статье 30 СК РФ:
-
Решение Верховного суда: Определение N 5-КГ17-9, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что с выводами судебных инстанций нельзя согласиться по следующим основаниям. Пунктом 1 статьи 30 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что брак, признанный судом недействительным, не порождает прав и обязанностей супругов, предусмотренных Кодексом, за исключением случаев, установленных пунктами 4 и 5 данной статьи...
-
Решение Верховного суда: Определение N 5-КГ16-156, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что судом апелляционной инстанций допущено существенное нарушение норм материального и процессуального права, что выразилось в следующем. Пунктом 1 статьи 30 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что брак, признанный судом недействительным, не порождает прав и обязанностей супругов, предусмотренных Кодексом, за исключением случаев, установленных пунктами 4 и 5 данной статьи...
Комментарий к ст. 30 СК РФ
1. Правовая сущность признания брака недействительным выражается в его правовых последствиях. Их суть состоит в том, что такой брак не порождает соответствующих прав и обязанностей супругов. Признание брака недействительным дает возможность не только, как развод, прекратить правоотношения, вытекающие из брака, на будущее время, но и восстановить положение, существовавшее до заключения брака (в частности, супруги теряют право на общую фамилию, общее гражданство, право на пользование жилищем друг друга, право на взаимное содержание (алименты), брачный договор признается недействительным и т.д.). Исключение составляют права детей и права добросовестных супругов (см. комментарий к п. п. 3, 4, 5 комментируемой статьи).
2. Особым образом регулируется вопрос об имуществе, нажитом во время такого брака. Правовой режим такого имущества регулируется не нормами семейного законодательства о совместной собственности супругов, а нормами гражданского законодательства о долевой собственности.
Общая собственность именуется долевой, когда каждому из ее участников принадлежит определенная доля, которая обычно выражается в виде арифметической дроби (идеальная доля). Если в законе, договоре или ином акте, на основании которого устанавливается общая собственность, нет определения долей каждого из сособственников, то их доли предполагаются равными.
Владение и пользование общим долевым имуществом осуществляются по согласию всех сособственников, а при недостижении согласия спор решается судом. Порядок осуществления владения и пользования имуществом, находящимся в долевой собственности, если согласие между сособственниками не достигнуто, в силу прямого указания закона может устанавливаться судом.
Сособственник вправе требовать предоставления в его владение и пользование части общего имущества соразмерно его доле, а если это невозможно - требовать от остальных сособственников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации.
Распоряжение общей долевой собственностью также осуществляется по согласию всех ее участников. При этом каждый участник общей долевой собственности также может распорядиться своей долей, и для этого согласия других сособственников не требуется. Однако при продаже доли постороннему лицу другие участники имеют право преимущественной покупки, которое заключается в том, что они имеют преимущественное право приобрести долю по цене, за которую она продается, и на прочих равных условиях, за исключением случаев продажи на публичных торгах. Продавец доли должен письменно уведомить других сособственников о намерении продать ее третьему лицу. Для продажи доли недвижимости срок уведомления составляет 30 дней, а для движимого имущества - 10 дней. По истечении указанных сроков, если сособственники не выразили намерения приобрести долю, продавец вправе продать ее третьему лицу.
Если же супруги, брак которых был признан недействительным, заключили брачный договор (см. комментарий к ст. ст. 40 - 42), то он также признается недействительным. В данном случае это обусловлено тем, что брак является непременным условием заключения такого договора. Поэтому признание брака недействительным автоматически влечет недействительность и самого договора.
О последствиях недействительности брачного договора как недействительной сделки см. статью 167 Гражданского кодекса РФ. Согласно п. 1 указанной статьи недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
3. Признание брака недействительным не влияет на права детей, рожденных в таком браке. Из этого следует, что дети, рожденные в браке, признанном недействительным, или в течение трехсот дней (этот срок считается максимальным для вынашивания ребенка) со дня признания его недействительным, имеют те же права, что и дети, рожденные в браке. В частности, предполагается, что отцом ребенка является муж матери ребенка, который должен нести соответствующие обязанности, вытекающие из его отцовства, в том числе алиментные обязанности. Вместе с тем презумпция отцовства может быть оспорена в судебном порядке в соответствии со ст. 52 СК РФ (см. комментарий к ней).
4. Особым образом регулируются права так называемого добросовестного супруга, т.е. того супруга, который не знал о наличии обстоятельств, препятствующих заключению брака, признанного впоследствии недействительным, и не должен был знать о них. В частности, суд в соответствии с п. 4 ст. 30 СК РФ (см. комментарий к нему) вправе признать за таким супругом право на получение алиментов, применить к имуществу супругов нормы семейного законодательства об общей совместной собственности и признать брачный договор полностью или частично действительным.
В п. 4 комментируемой статьи делается отсылка к нормам гражданского законодательства, установившим правила возмещения материального и морального вреда.
Понятие материального вреда законодательно не установлено. В целом вред - неблагоприятные, отрицательные последствия, наступающие при нарушении личного или имущественного права или блага. Таким образом, материальный (имущественный) вред - это вред, причиненный имуществу гражданина или юридического лица, который выражается в повреждении или утрате вещи, произведенных расходах, неполучении доходов, которые потерпевший получил бы, если бы не было вредоносного действия.
Денежной формой выражения материального вреда являются убытки. При этом под убытками согласно ст. 15 ГК РФ понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). При возмещении имущественного вреда действует принцип полного возмещения убытков и допускаются ограничения имущественной ответственности в случаях, только прямо предусмотренных законом либо договором. Таким образом, недобросовестный виновный супруг, т.е. лицо, ответственное за причинение вреда, обязан возместить убытки, понесенные добросовестным супругом в результате заключения брака, признанного впоследствии судом недействительным.
Примером материального вреда, который понес добросовестный супруг, являются расходы, связанные со свадебной церемонией.
Добросовестный супруг также имеет право требовать возмещения причиненного ему материального и морального вреда в соответствии со ст. ст. 150, 151 ГК. В последнем случае речь идет о нравственных и физических страданиях, вызванных действиями недобросовестного супруга. Компенсация морального вреда супругу осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда. Правила компенсации морального вреда установлены в ст. ст. 151, 152, 1099 - 1101 ГК. Моральный вред подлежит компенсации, если он причинен гражданину действиями, нарушающими личные неимущественные права гражданина или посягающими на принадлежащие ему иные нематериальные блага. В других случаях (т.е. при причинении вреда действиями, нарушающими другие права гражданина) моральный вред подлежит компенсации только в случаях, специально предусмотренных законом.
Моральный вред, причиненный добросовестному супругу, может выражаться, например, в нравственных страданиях, возникших в связи с тем, что его обманули в его лучших чувствах, когда другой супруг скрыл наличие ВИЧ-инфекции или венерической болезни при вступлении в брак.
5. В п. 5 комментируемой статьи говорится о праве добросовестного супруга на сохранение той фамилии, которая была им получена при государственной регистрации заключения брака.