Статья 77 СК РФ. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (действующая редакция)
1. При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.
Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.
2. При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами, главой муниципального образования акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.
Комментарий к ст. 77 СК РФ
1. Возможны ситуации, когда возникшая для жизни, здоровья или психического состояния ребенка опасность требует принятия неотложных мер. В таких случаях прибегают к процедуре, которая получила название "отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью", о которой и идет речь в комментируемой статье.
Примерами такой непосредственной угрозы может быть оставление родителями ребенка без присмотра, питания, избиение или истязание ребенка родителями, унижающее человеческое достоинство обращение с ребенком, его оскорбления или эксплуатация и т.п. Оценка реальности угрозы зависит от возраста ребенка.
В акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами. Во-первых, констатируется факт пребывания несовершеннолетнего в крайне опасной для его жизни или здоровья обстановке, во-вторых, дается указание о немедленном его отобрании. В основу такого постановления должен быть положен акт обследования условий жизни ребенка, составленный по фактическому месту его нахождения и подписанный представителем органа опеки и попечительства, управомоченного защищать права ребенка.
2. Отобрание ребенка осуществляется в соответствии не с судебной, а административной процедурой, указанной в п. 2 комментируемой статьи. В данном случае использование административной, а не судебной процедуры обусловлено как интересами ребенка и чрезвычайностью ситуации, когда необходимо предпринимать экстренные меры, направленные на спасение жизни и здоровья ребенка, так и публичными интересами, поскольку общество должно защищать своих членов всеми возможными способами.
Вместе с тем для того, чтобы избежать неправомерных действий при осуществлении этой процедуры, используется прокурорский контроль. Необходимость уведомления прокурора связана с обязанностью прокуратуры осуществлять надзор за соблюдением прав и свобод человека (в том числе за законностью отобрания детей у родителей) и при наличии соответствующих оснований принимать предусмотренные законом меры, включая возбуждение уголовного дела в отношении родителей в случае совершения ими преступления в отношении детей.
Что касается детей, находящихся на попечении детского воспитательного, медицинского учреждения, учреждения социальной защиты населения, существующая для них опасность может быть устранена путем незамедлительного их перевода в другое соответствующее учреждение. Одновременно следует решить вопрос о привлечении к ответственности лиц, на которых возложена обязанность заботиться о несовершеннолетнем, о его воспитании.
Временное устройство ребенка при его отобрании предполагает, что ребенка временно передают родственникам или помещают в детское учреждение. При этом определенной спецификой обладает исполнение решения об отобрании ребенка. Согласно п. 2 ст. 79 СК РФ (см. комментарий к ней) принудительное исполнение решений, связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (лицам), должно производиться с обязательным участием органа опеки и попечительства и участием лица (лиц), которому передается ребенок, а в необходимых случаях с участием представителя органов внутренних дел.
В том случае, если ребенок был отобран у лиц, заменяющих родителей (усыновителей, опекуна, попечителя, приемных родителей, организаторов детского дома семейного типа), для них возникают соответствующие правовые последствия, а именно: отмена усыновления, отстранение от обязанностей опекуна (попечителя) и т.д.