Статья 84 УПК РФ. Иные документы (действующая редакция)
1. Иные документы допускаются в качестве доказательств, если изложенные в них сведения имеют значение для установления обстоятельств, указанных в статье 73 настоящего Кодекса.
2. Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменном, так и в ином виде. К ним могут относиться материалы фото- и киносъемки, аудио- и видеозаписи и иные носители информации, полученные, истребованные или представленные в порядке, установленном статьей 86 настоящего Кодекса.
3. Документы приобщаются к материалам уголовного дела и хранятся в течение всего срока его хранения. По ходатайству законного владельца изъятые и приобщенные к уголовному делу документы или их копии могут быть переданы ему.
4. Документы, обладающие признаками, указанными в части первой статьи 81 настоящего Кодекса, признаются вещественными доказательствами.
Судебная практика по статье 84 УПК РФ:
-
Решение Верховного суда: Определение N 81-О12-45, Судебная коллегия по уголовным делам, кассация
Данные АСД приобщены к делу в качестве иных документов, что соответствует положениям п. 6 ч. 2 ст. 74 и ст. 84 УПК РФ: в них изложены сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, указанных в ст. 73 УПК РФ. При таких обстоятельствах в процессе собирания и закрепления доказательств обоснованно были применены положения ч. 3 ст. 84 УПК РФ. Вещественными доказательствами, на что указано в ч. 4 ст. 84 УПК РФ признаются документы, обладающие признаками, указанными в ч. 1 ст. 81 УПК РФ. Такие основания по делу отсутствуют...
-
Решение Верховного суда: Определение N 56-АПУ16-17, Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция
Согласно документам организации, доставлявшей бетон, эти события имели место 29 июня 2010 года, то есть на следующий день после пропажи К Указанные документы соответствуют требованиям ст. 84 УПК РФ, которая не предусматривает требования вынесения специального решения о приобщении их к делу...
-
Решение Верховного суда: Определение N 11-О12-29, Судебная коллегия по уголовным делам, кассация
Постановление о соединении уголовных дел подписано заместителем прокурора, что делает этот документ недопустимым. Фигурирующий в деле гарантийный талон является недопустимым доказательством, поскольку не соответствует требованиям ст. ст. 81, 84 УПК Р Исправления в протоколах допросов Савельева и Ташлова на предварительном следствии влекут их недопустимость. Ряд процессуальных документов не имеет соответствующих печатей. В то же время указывает, что совершенное убийство с учетом позиции защиты охватывается п. «з» ч.2 ст. 105 УК РФ. Просит приговор отменить, а дело прекратить...
Комментарий к ст. 84 УПК РФ
1. В данной статье говорится об иных документах как самостоятельном средстве доказывания. Кроме них форму документов могут иметь также протоколы следственных и судебных действий, заключения экспертов и некоторые вещественные доказательства. Документы, о которых идет речь в ст. 84, имеют ряд специфических особенностей, позволяющих отграничивать их от других документальных средств доказывания:
- иные документы фиксируют фактические обстоятельства, ставшие известными не в результате следственных действий, а за их пределами;
- они могут иметь не только письменную, но и любую другую форму (аудио- и видеозапись, запись на носителях компьютерной информации и т.п.), предназначенную для сохранения и передачи информации. Важно, чтобы такие документы содержали сведения о лицах, от которых они исходят, с удостоверением последними изложенных в документе данных. Они составляются и удостоверяются не органами, ведущими уголовный процесс, а иными лицами (должностными лицами, гражданами), которые могут и не быть участниками судопроизводства. Следователь, дознаватель, прокурор и суд не могут быть источниками иных документов, поскольку должны фиксировать ставшие им известными сведения по делу в форме протоколов следственных и судебных действий, где отражаются данные, воспринятые ими непосредственно в ходе названных действий. Поэтому не имеют значения доказательств такие документы, как, например, справки следователя о результатах его телефонных разговоров или личных бесед по обстоятельствам дела, о прослушивании им информации по радио или телевидению и т.п.
Сведения, изложенные в документах, всегда имеют определенное целевое назначение, а именно направлены на доведение до сведения официальных органов обстоятельств, имеющих значение для производства по уголовному делу. Если цель изложения лицом в документе сведений была иной (например, организовать совершение преступления, скрыть его следы, сообщить о нем своим знакомым и т.д.), то такой документ должен расцениваться как вещественное доказательство. Обстоятельства, сопровождающие составление иных документов (время, место их изготовления, обстоятельства получения следователем и т.д.), не обладают значением доказательственных фактов, как это имеет место в случае вещественных доказательств. Поэтому иные документы, как правило, заменимы, т.е. без ущерба для их доказательственной силы могут быть замещены другими документами того же содержания (дубликатами), исходящими из того же источника. В противном случае документ приобретает значение вещественного доказательства (см. об этом п. 2 коммент. к ст. 81 настоящего Кодекса).
2. К числу иных документов в смысле комментируемой статьи относятся документы официальные (исходящие от государственных органов, должностных и юридических лиц) и неофициальные (исходящие от лиц физических); документы письменные и документы на кино-, фото- и электронных носителях; документы, составленные вне рамок процессуальных отношений, и документы, фиксирующие процессуальные действия (заявление или сообщение о совершении преступления, письменная явка с повинной).
3. Документы, приобщенные к уголовному делу или представленные в судебном заседании, могут быть оглашены полностью или частично, если в них изложены или удостоверены обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела. Иные документы оглашаются стороной, которая ходатайствовала об их оглашении, либо судом (ст. 285). Оглашение документов производится не всегда, а только в случае вынесения об этом решения суда. Если документ не был оглашен, а значит, и исследован в судебном заседании, он не может быть положен в основание приговора или иного судебного решения (ст. 240).
4. В силу принципа непосредственности исследования доказательств неофициальные, т.е. исходящие от физических лиц, документы не могут заменить их показаний. Что касается официальных документов, то здесь необходимо отметить следующее. Если они содержат информацию, получение, обработка и предоставление которой целиком охватывается компетенцией соответствующего органа или организации, то первоисточником представленных в документе сведений должен считаться этот орган или организация, поэтому и получение в суде показаний автора документа необязательно. Когда же сведения, изложенные в официальном документе, выходят за пределы специальной компетенции соответствующего органа или организации, лицо, как правило, должно быть допрошено в качестве свидетеля. Например, содержание рапорта сотрудника милиции, в котором он сообщает не только о времени, месте и основаниях задержания подозреваемого, но и о конкретных особенностях его поведения до и после задержания, обстановке места происшествия, описывает характер следов преступления и т.д., лишь частично охватывается компетенцией органа дознания, полномочного проводить задержание, но не могущего непосредственно воспринимать сопутствующие этому конкретные обстоятельства. Поэтому такого сотрудника милиции следует допросить по этим обстоятельствам в качестве свидетеля.