При планировании коммерческой деятельности некоторые партнеры по бизнесу в качестве организационного – правовой формы (ОПФ) будущего предприятия изначально выбирают полное товарищество. Но зачастую они не знают, кто несет ответственность за распределение прибыли в таком формате юридического лица. Открытым остается и вопрос, связанный с возмещением убытков.
Рассмотрим порядок распределения прибыли в полном товариществе, а также специфику компенсации имущественных потерь в выбранном варианте ОПФ, более подробно.
Что представляет собой полное товарищество
Полное товарищество – это один из форматов юридического лица, в котором могут участвовать только ИП или бизнес-структуры. Они заранее согласовывают данную ОПФ, чтобы заниматься коммерческой деятельностью в рамках российского законодательства.
Партнеры вышеуказанного альянса владеют имущественными активами на совместных началах, поскольку каждый вносит свой вклад в их формирование. По указанной причине каждая бизнес-структура (ИП), входящая в состав товарищества, имеет право на часть прибыли, извлекаемой при осуществлении коммерческой деятельности. Но помимо получения профита, партнеры субсидиарно отвечают по имущественным обязательствам созданного конгломерата.
При наличии задолженности перед кредиторами совладельцы бизнеса обязаны её компенсировать в размере принадлежащего им вклада. Даже если предприниматель по каким-либо причинам уже вышел из альянса, он должен платить по имеющимся долгам предприятия. Данная обязанность сохраняется на протяжении 2 лет с момента, когда утверждена финансовая отчетность за тот календарный год, в котором участник выбыл из состава юр. лица.
На законодательном уровне вопрос распределения прибыли и убытков в полном товариществе регламентирован в ст.74 ГК РФ.
Особенности распределения прибыли и убытков в полном товариществе
Устав товарищества закрепляет за каждым партнером обязанность по участию в формировании складочного капитала будущего предприятия. Не менее 50% уставного фонда партнеры вносят до момента подачи документов на регистрацию юр. лица.
Между членами распределяется не только прибыль, полученная от предпринимательской деятельности полного товарищества, но и риски имущественного характера.
Размер убытков определяется с учетом той доли, которая вкладывалась партнером при учреждении альянса.
Но указанная норма не относится к категории императивных, поэтому степень компенсации имущественных рисков и вопрос, связанный с распределением прибыли в полном товариществе, могут корректироваться. В частности, партнеры вправе зафиксировать, как будут делиться профит и имущественные риски, в Уставе или отдельном соглашении.
Право на выход из состава полного товарищества
Предприниматель может в любой момент упразднить собственное членство в альянсе или передать свои полномочия, связанные с получением профита и несением имущественных обязательств, третьим лицам. В ситуации, когда партнер намеревается делегировать их новым участникам юр. лица, необходимо получить согласие остальных членов бизнес - сообщества.
Если предприниматель принял решение о выходе из товарищества, он имеет право на выплату компенсации в размере той доли, которую он внес при учреждении предприятия.
Партнеры могут предусмотреть в Уставе положение, согласно которому членство в товариществе прекращается только по существенной причине. Если в соглашении не предусмотрено иное, то доля выбывшего участника распределяется между остальными предпринимателями, входящими в альянс.
Такая мера позволяет сохранять имущественные активы и увеличивать профит от коммерческой деятельности. В ситуации, когда доля экс-партнера распределяется внутри товарищества, то разрешение от остальных партнеров не требуется.
Соглашение о распределении прибыли и убытков: предельные границы регулирования
Ответственность за распределение прибыли в полном товариществе может определяться с учетом той активности, которую проявляет партнер в делах компании. В ст.75 ГК РФ регламентировано, что члены альянса солидарно компенсируют имущественные риски юр. лица за счет вложенных средств. Формально никто не может запретить партнеру участвовать в распределении прибыли и убытков в полном товариществе. Указанное правило распространяется на случаи, когда предприниматель и вовсе не участвует в обсуждении «деловой» повестки.
Положения, регулирующие процедуру распределения прибыли между участниками полного товарищества, зачастую содержатся в Уставе. Но даже если в этом документе будет фигурировать пункт, ограничивающий право партнера решать вопрос о прибылях и убытках, он не подлежит применению на практике.
Поскольку результаты деловой активности не всегда соотносятся с размером инвестиции в альянс, в учредительных документах могут фиксироваться дифференцированные пропорции распределения профита. Например, 10%, 30% или 80% для нескольких партнеров.
Но возможны ситуации, когда прибыль распределяется поровну между всеми членами юр. лица.
Если стоимость чистых активов не превышает размер складочного капитала
Предприниматель, имеющий членство в альянсе, должен быть уверен, что даже при неблагоприятных условиях его имущественные интересы не пострадают. По указанной причине размер потенциальных убытков бизнес – сообщества носит лимитированный характер.
В частности, если экономические показатели предприятия демонстрируют отрицательную динамику, а имущественные активы становятся меньше размера складочного капитала, то вводится табу на распределение профита. Такая норма предназначена для защиты интересов кредиторов. Партнеры делят доход только при условии, что объем активов превышает размер складочного капитала.
При обнаружении факта того, что сведения об уставном фонде, содержащиеся в учредительных документах, не соответствуют действительности, вопрос о распределении прибыли и убытков обсуждению не подлежит.