Если компания не может рассчитаться по долгам из-за неплатежеспособности и недостаточности имущественных активов, то у генерального директора возникает субсидиарная ответственность. Обязательное условие для привлечения – признание судом доказательств вины руководителя в финансовом крахе.

Когда долг компании может перейти к директору

Согласно ст. 399 ГК РФ переадресовать требования от основного должника (компании) к контролирующим должника лицам (КДЛ) можно:

  • при отказе дебитора в удовлетворении требования;
  • в случае невозможности бесспорного взыскания долга за счет средств компании;
  • при отсутствии встречных требований для проведения зачета.

Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ предусмотрены основания для привлечения генерального директора к субсидиарной ответственности и аргументы по доказыванию вины.

Обстоятельства

Критерии доказывания (Постановление Пленума ВС РФ от 21.12.2017 года № 53)

В каких случаях генеральному директору грозит субсидиарная ответственность

Отсутствие возможности удовлетворения всех требований из-за недобросовестных либо неразумных действий, или недопустимого бездействия руководителя (ст. 61.11 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ)

Причинение ощутимого вреда из-за совершения сомнительных сделок

Вина директора в умышленном доведении компании до несостоятельности может быть признана, если  значимая сделка признана существенно убыточной при совершении на условиях (п. 23):

  • сильно отклоняющихся от рыночных в невыгодную для должника сторону;
  • по среднерыночным ценам с утратой возможности продолжения доходного направления бизнеса

 Руководитель помимо «неравноценных» сделок  подозревается в намеренном искусственном дроблении бизнеса при выявлении признаков:

  • непропорционального распределения выручки между взаимозависимыми фирмами;
  • аккумулирования активов в одной компании, а обязательств – в другой;
  • передаче имущества между аффилированными лицами безвозмездно или по цене, значительно уступающей рыночной

Искажение или отсутствие полного пакета документации при формировании сведений в реестрах на момент возбуждения дела о несостоятельности

При невнесении или внесении недостоверных данных в  ЕГРЮЛ и ЕФРСБ для отстаивания занятой позиции необходимо представить объяснения (п. 25):

  • заявителю – относительно влияния на процедуру банкротства;
  • КДЛ – доказательства отсутствия существенных затруднений процесса несостоятельности

Для увеличения вероятности наступления субсидиарной ответственности генерального директора помимо требования документации от должника нужно принять альтернативные меры, включая:

  • направление запросов контрагентам;
  • подачу ходатайств об истребовании в судебные инстанции;
  • обращение к информационным ресурсам, находящимся в свободном доступе

Намеренное ухудшение положения компании после появления признаков банкротства

Субсидиарная ответственность директора возникает при создании условий для роста диспропорции между активами и обязательствами, устранившим возможность (п. 17):

  • реабилитационных мероприятий по восстановлению платежеспособности;
  • погашения долгов в будущем

Инициатору нужно доказать вывод активов на неустановленные цели, включая перечисление средств организациям:

  • зарегистрированным по одному адресу с должником;
  • осуществляющим аналогичную деятельность;
  • являющимся подконтрольными руководителю должника, выступающему их учредителем

Неподача или подача заявления о несостоятельности с пропуском сроков (ст. 61.12 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ)

Выявление признаков отсутствия платежеспособности или недостаточности имущественных ценностей

Если полномочия действовать от имени компании делегированы двум или нескольким генеральным директорам, то за неподачу заявления отвечают оба, так как распределяется субсидиарная ответственность солидарно (п. 8)

Руководитель обязан инициировать процедуру несостоятельности в месячный срок. При игнорировании требований размер ответственности приравнивается к сумме обязательств компании, а бремя доказывания невиновности возлагается на привлекаемых лиц

Субсидиарная ответственность генерального директора без банкротства возможна при наличии доказательств, что он действовал неразумно или недобросовестно (ст. 3 Федерального закона от 28.02.1998 № 14-ФЗ).

Руководителя привлекают к субсидиарной ответственности: что будет

Так как руководитель должен опровергнуть выдвигаемые обвинения в причинении ущерба компании, первое лицо компании находится в «уязвимом» положении перед кредиторами. Субсидиарная ответственность чревата для генерального директора следующими последствиями:

  • невозможностью освобождения от обязательств компании через процедуру личного банкротства из-за прямого запрета на списание подобного долга (ст. 213.28 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ);
  • бесконечностью процесса принудительного исполнения решения суда, так как кредитор может предъявить исполнительный лист повторно (ст. 46 Федерального закона от 02.10. 2007 № 229-ФЗ);
  • переходом долга к наследникам в случае смерти руководителя, как наследодателя.

Попытки избежать субсидиарной ответственности в большинстве случаев не приносят результаты, так как практически невозможно доказать, что директор невиновен. Передача обязанностей наемному персоналу не признается аргументом. Поэтому привлечь генерального директора к субсидиарной ответственности можно за все действия, которые привели предприятие к банкротству, включая подбор кадров.

Пример из судебной практики

Судебная коллегия по эконмическим делам постановила, что руководитель юрлица несет ответственность не только по своим личным решениям, но и за действия сотрудников, так как именно он занимается подбором и контролем за действиями (бездействием) работников (Определение ВС РФ от 30.05.2022 № 305-ЭС22-2095).

свернуть

Может ли руководитель избежать субсидиарной ответственности

Согласно судебной практике распространенной причиной, которая позволяют руководителям избежать ответственности, становится отсутствие достаточных доказательств у истцов. В качестве контраргументов директор может сослаться на попытки «реанимировать» компанию.

Например, чтобы восстановить бизнес, руководитель принял решение заключать сделки:

  • По сниженным ценам. Такие действия могли привлечь новых клиентов и ускорить процесс сбыта продукции.
  • С выгодой от контрагента. То есть руководитель в основном заключал выгодные договоры, способный восстановить утраченную платежеспособность. Например, работал только с крупными контрагентами.
  • С убытком. Да, такой подход негативно сказывается на финансовом положении, но позволяет быстро продать товары и получить деньги для погашения образовавшейся задолженности.